С самых первых шагов в волшебном мире музыки, когда мальчик осваивал инструмент и пробовал фантазировать на нем и до последних дней жизни Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) не расставался с роялем, доверяя ему свои самые сокровенные, самые ценные для композитора - музыкальные - мысли, запечатленные в звуках переживания, чувства, наблюдения над жизнью, людьми, природой.
Как Мусоргский и Стравинский, Свиридов сочинял за роялем и сам долгое время исполнял на нем в концертах свою и чужую музыку. Свиридов превосходно играл на рояле, хотя и не был виртуозом.
Между процессом сочинения и владением фортепиано, техникой игры на инструменте у Свиридова наблюдается очень органичная, еще нераскрытая связь. История свиридовского сочинительства в известной мере отражает в себе историю свиридовского пианизма.
Предлагаемый вниманию начинающих пианистов, учащихся музыкальных школ и училищ, широкому кругу любителей, владеющих фортепиано, сборник вобрал в себя сочинения разных лет.
Открывает альбом фрагменты из безымянного сочинения, хранящегося в библиотеке Петербургской консерватории под названием Шесть пьес для фортепиано. Они были сочинены осенью 1936 г.
Шесть пьес для фортепиано - образец раннего свиридовского стиля. В них отразились увлечения и опыт освоения фортепианной литературы XIX - XX вв., от шумановских миниатюр и рахманиновских прелюдий до Бергамской сюиты Клода Дебюсси, сюиты «Из старых времен» Сирила Скотта и опытов раннего Ивана Дзержинского, чью фортепианную сюиту «На Днепре» и другие сочинения начала 1930-х ценил молодой Свиридов.
Шесть пьес - музыка юношеской меланхолии, внутренней, эмоциональной жизни. С технической стороны главное в ней - поиск ладовой «свежести» (излюбленное свиридовское слово), а не новизны гармонии. Фактура здесь скромная, без «воздуха», краски, преобладает плотное аккордовое изложение и излюбленная Свиридовым октавная техника. Пьесы публикуются впервые по оригиналу - автографу Свиридова.
Совсем иной мир открывается в пьесах из Альбома для детей. Он сочинен в 1948 г. по случаю рождения сына Георгия и посвящен ему. Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства, характеры детей, детские игры, фантазии, сказочные персонажи. Богатство и разноликость образов сочетается с индивидуализированной техникой, множеством приемов игры, особенностей фактуры.
Пьесы из Альбома для детей публикуются в исполнительской редакции К. Титаренко.
Завершают альбом фортепианные переложения фрагментов из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» (переложение К. Титаренко). Сочинение с таким названием возникло в 1974 г. из написанной ранее музыки к одноименному кинофильму, поставленному режиссером В. Басовым в 1964 г. на Мосфильме.
Музыка «Метели» - образец поздней, зрелой свиридовской безыскусной простоты, вдохновленной классическим пушкинским словом. Это - «собранье пестрых глав» в музыке - коротких жанровых пьес, с очень яркими, запоминающимися темами. Они покоряют искренностью, бесхитростным выражением наивных, простодушных чувств, что давно уже забыто в европейском искусстве и что так востребовано самой широкой, массовой аудиторией слушателей. Рожденная бытовой интонацией, опоэтизированной и одухотворенной свиридовским гением, музыка «Метели» очаровала весь мир, ее популярность не знает границ.
А. Белоненко
Опубликовано: Г. Свиридов. Петребургский альбом. Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург, 1999.