Дневники

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дневники » Shagral » Свиридов


Свиридов

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

С самых первых шагов в волшебном мире музыки, когда мальчик осваивал инструмент и пробовал фантазировать на нем и до последних дней жизни Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) не расставался с роялем, доверяя ему свои самые сокровенные, самые ценные для композитора - музыкальные - мысли, запечатленные в звуках переживания, чувства, наблюдения над жизнью, людьми, природой.
       Как Мусоргский и Стравинский, Свиридов сочинял за роялем и сам долгое время исполнял на нем в концертах свою и чужую музыку. Свиридов превосходно играл на рояле, хотя и не был виртуозом.
       Между процессом сочинения и владением фортепиано, техникой игры на инструменте у Свиридова наблюдается очень органичная, еще нераскрытая связь. История свиридовского сочинительства в известной мере отражает в себе историю свиридовского пианизма.
       Предлагаемый вниманию начинающих пианистов, учащихся музыкальных школ и училищ, широкому кругу любителей, владеющих фортепиано, сборник вобрал в себя сочинения разных лет.
       Открывает альбом фрагменты из безымянного сочинения, хранящегося в библиотеке Петербургской консерватории под названием Шесть пьес для фортепиано. Они были сочинены осенью 1936 г.
       Шесть пьес для фортепиано - образец раннего свиридовского стиля. В них отразились увлечения и опыт освоения фортепианной литературы XIX - XX вв., от шумановских миниатюр и рахманиновских прелюдий до Бергамской сюиты Клода Дебюсси, сюиты «Из старых времен» Сирила Скотта и опытов раннего Ивана Дзержинского, чью фортепианную сюиту «На Днепре» и другие сочинения начала 1930-х ценил молодой Свиридов.
       Шесть пьес - музыка юношеской меланхолии, внутренней, эмоциональной жизни. С технической стороны главное в ней - поиск ладовой «свежести» (излюбленное свиридовское слово), а не новизны гармонии. Фактура здесь скромная, без «воздуха», краски, преобладает плотное аккордовое изложение и излюбленная Свиридовым октавная техника. Пьесы публикуются впервые по оригиналу - автографу Свиридова.
       Совсем иной мир открывается в пьесах из Альбома для детей. Он сочинен в 1948 г. по случаю рождения сына Георгия и посвящен ему. Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства, характеры детей, детские игры, фантазии, сказочные персонажи. Богатство и разноликость образов сочетается с индивидуализированной техникой, множеством приемов игры, особенностей фактуры.
       Пьесы из Альбома для детей публикуются в исполнительской редакции К. Титаренко.
       Завершают альбом фортепианные переложения фрагментов из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» (переложение К. Титаренко). Сочинение с таким названием возникло в 1974 г. из написанной ранее музыки к одноименному кинофильму, поставленному режиссером В. Басовым в 1964 г. на Мосфильме.
       Музыка «Метели» - образец поздней, зрелой свиридовской безыскусной простоты, вдохновленной классическим пушкинским словом. Это - «собранье пестрых глав» в музыке - коротких жанровых пьес, с очень яркими, запоминающимися темами. Они покоряют искренностью, бесхитростным выражением наивных, простодушных чувств, что давно уже забыто в европейском искусстве и что так востребовано самой широкой, массовой аудиторией слушателей. Рожденная бытовой интонацией, опоэтизированной и одухотворенной свиридовским гением, музыка «Метели» очаровала весь мир, ее популярность не знает границ.

А. Белоненко

Опубликовано: Г. Свиридов. Петребургский альбом. Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург, 1999.

http://newmuz.narod.ru/st/Svir_Belon01.html

0

2

Вступление

Георгий Васильевич Свиридов -  один из самых самобытных и ярких композиторов XX века. Его творчество - это новая ступень на пути развития русской классики. Он продолжил  традиции Глинки и Мусоргского, Бородина и Рахманинова, но в то же время музыка Свиридова всегда современна.
На протяжении всего своего творчества композитор обращался к самым разным темам, но все они так или иначе были связаны с образом Родины: её историей, природой, обычаями, судьбой человека и народа, русским искусством. Все это интересовало и  предшественников Свиридова – русских классиков, но теперь в этот круг тем вошла еще и революция – грандиозный трагический перелом в русской истории.
Не менее важное место в творчестве композитора занимает тема Поэта, как наиболее совершенного выражения черт национального характера. Эта тема прозвучала практически во всех крупных сочинениях композитора.
Музыка Свиридова способна вызывать душевный отклик, как что-то знакомое, уже слышанное, и в то же время она удивляет своей неожиданностью, свежестью гармоний и интонаций. Такова характерная черта стиля композитора – сочетание простоты и новизны. Некоторые музыканты считали, что в век поисков нового музыкального языка его музыка слишком традиционна. Но Свиридов твердо следовал выбранному пути. Сам он говорил об этом: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных» (из выступлений Г. Свиридова по радио в 1967 г.).
Сфера жанров, к которым обращался Свиридов в своем творчестве, достаточно широка: это фортепианная музыка, произведения для камерного и симфонического оркестра, музыка к кинофильмам. Но наиболее полно композитор проявил себя в вокальных жанрах, сначала в камерных – романсе, песне, монологе, а позже и в вокально-симфонических жанрах, таких как оратория и кантата.
Не менее ярко его художественный стиль проявился в  фортепианной музыке. Самый ранний образец  - это семь пьес для фортепиано, написанных осенью 1936 года. В них отразились увлечения и опыт освоения композитором фортепианной литературы XIX - XX вв., от шумановских миниатюр и рахманиновских прелюдий до «Бергамасской» сюиты Клода Дебюсси, сюиты «Из старых времен» Сирила Скотта и опытов раннего Ивана Дзержинского, чью фортепианную сюиту «На Днепре» и другие сочинения начала 1930-х ценил молодой Свиридов. Позднее были написаны два концерта и соната. Но качественно новый образный мир открывается в пьесах из Альбома для детей. Он сочинен в 1948 г. по случаю рождения сына Георгия и посвящен ему. Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства, характеры детей, детские игры, фантазии, сказочные персонажи. Богатство и разноликость образов сочетается с индивидуализированной техникой, множеством приемов игры, особенностей фактуры.
Всего в Альбом входит 17 пьес разного характера, среди которых есть колыбельные («Колыбельная песенка», «Перед сном») и танцевальные мелодии («Старинный танец», «Парень с гармошкой»), картины природы («Дождик»), музыкальные портреты («Попрыгунья», «Упрямец») и др.
В своей курсовой работе я проанализирую две пьесы из этого цикла -  «Упрямец» и «Перед сном».

0

3

«Упрямец»

Эта пьеса имеет тревожный, напряженный характер. Она построена в виде диалога, который можно интерпретировать как спор упрямого мальчика с мамой, что  можно услышать уже в самой теме. Она написана в соль миноре и состоит из двух коротких контрастных элементов.
Первый элемент темы (начальные два такта) рисует образ самого упрямого ребенка. Он звучит отрывисто, рассерженно на f, каждый звук акцентируется. Мелодия аккордового склада, постоянно прерывающаяся паузами, начинается из-за такта и имеет восходящее движение, что придает ей настойчивое звучание.

Второй элемент контрастен первому и ассоциируется с образом мамы. Он звучит одноголосно на mp и представляет собой повторение одного и того же звука (d) с восходящим ходом на малую терцию и обратно.   Этот элемент звучит отрывисто, благодаря чему он такой же настойчивый, хотя и более мягкий. Плавное окончание – ход вниз на малую терцию - придает этому элементу уговаривающий характер.

В пьесе наблюдается стремление к сквозному развитию, но её можно условно разделить на три части – экспозицию темы, развитие конфликта и репризу.
В начале тема дважды проводится без изменений, после чего начинается ее развитие. Тема перемещается в более напряженную тональность до минор, повышается тесситура, возрастает динамика. Реплика упрямца обогащается диссонансами – большой септимой, увеличенной ноной.  В четвертом проведении она получает интенсивное развитие, увеличиваясь в протяженности и достигая самого высокого звука в пьесе ля бемоль, после чего ее проведения сжимаются и немного понижаются  в регистре, исчезает восходящий элемент, придававший мелодии уверенность.  Ответная реплика мамы динамически звучит громче и выше, поднимаясь сначала на малую терцию, а потом на малую секунду, после чего снова опускается, но все равно остается на полтона выше первого проведения, в ней появляются секундовые интонации.
В репризе реплика мамы повторяется без изменений. Реплика упрямца звучит на фоне доминантового органного пункта, вырастающего из элемента мамы.  Перед заключением (moderato) этот элемент получает неожиданно сильное развитие. Из малой октавы он перемещается в первую поступенным движением с увеличенными секундами. С этого момента и до конца реплика упрямца больше не появляется, конфликт исчерпан. В заключении темп снижается до умеренного, реплика мамы звучит ясно, певуче, выразительно, постепенно затихая. Аккомпанирующие ей гармонии расцвечены контрастными ладовыми переходами: сначала это затемненное трезвучие ля бемоль минор, которое переходит в мелодический S64 (то есть звучит гармония До мажора), затем  в VI6 (гармония Ми бемоль мажор), после чего утверждается тоника  соль минора.

0

4

«Перед сном»

Пьеса написана в жанре колыбельной. В светлой музыке с интонациями русской народной песни можно услышать сказочный образ Дремы. Близость к народной музыке подчеркивается ладовой переменностью.
При ключе выставлены четыре диеза, которые позволяют определить тональность Ми мажора или до диез минора. Первое предложение пьесы звучит в  Ми мажоре, но начинается оно с гармонии шестой ступени, звучащей как тоника до диез минора. Уже во втором предложении происходит модуляция   в тональность третьей ступени -  затемненный соль диез минор, обозначая приближение Дремы. К концу пьесы происходит модуляция в Си мажор. Он звучит еще светлее основной тональности, оттеняя минорный сумрак средней части.
Пьеса написана в простой трехчастной форме. Первая часть светлая, рисует картину мягких сгущающихся сумерек. Она построена в форме малого периода, из двух предложений по четыре такта. Период неповторного строения.
Тема пьесы песенного склада. Она звучит тихо, нежно, в высоком и среднем регистре. Мелодия плавная, нисходящая,  в ее основе - секундовые интонации. В изложении темы присутствует структура дробления.

Фактура прозрачная. Она многоголосная, смешанного типа (то есть присутствуют элементы гомофонной и полифонической фактуры). Тема звучит в верхнем голосе. Нижний и средний голоса подчеркивают народный колорит, образовывая интервалы чистой кварты и чистой квинты, а их мерные покачивания словно убаюкивают, усиливая черты колыбельной.
Вторая часть сумрачная, таинственная - Дрема приносит с собой волшебные и немного жуткие видения. Тема перемещается в средний регистр, теперь её развитее направлено вверх, она звучит настороженно. В первом предложении фактура ненадолго сменяется на гомофонную, звучащая в сопровождении на первую долю секунда усиливает напряженность, которая еще больше возрастает в кульминации во втором предложении. Октавному унисонному возгласу на  cis sf отвечает тихий  мотив, который начинается от g; эта увеличенная кварта заполняется восходящим движением по целым тонам, что усиливает таинственность и сказочность звучания. Во втором проведении эта кварта звучит уже на mf на секунду выше (dis – a), в ответном мотиве появляется небольшое ритмическое усложнение.

А потом развитие внезапно прерывает реприза. Таинственные ночные видения рассеиваются утверждением мажора, который подчеркивается, расцвечивается вступлением еще одного голоса. Соль диез минор незаметно сменяется си мажором. В последних четырех тактах движение словно замирает за счет удлинения длительностей, троекратного повторения одного и того же покачивающегося мотива (нисходящая терция dis – h) и стоящего на одной ноте нижнего голоса: ребенок засыпает.

0

5

Список использованной литературы

1. Дурандина Е. Е., Казурова А. С., Келле В. М.,  Лейе Т. Е., Масловская Т. Ю., Отечественная музыкальная литература 1917 – 1985. Выпуск 2 / Масловская Т.Ю. //  Глава III — «Г.В. Свиридов» . – М; Музыка, 2002
2. Риттих М. Э. Советская музыкальная литература. Выпуск 1. -М.; Музыка, 1977

Интернет-ресурсы:
1. http://newmuz.narod.ru/in/SvirG_In.html - Свиридов  Георгий (Юрий) Васильевич (1915-1998)

0


Вы здесь » Дневники » Shagral » Свиридов